14 сент. 2008 г.

Как учить и рассказывать стихи

Эту тетрадку-книжку я сделала для себя, чтобы не запутаться при пересказывании стихотворения, содержащего много имён людей и названий городов. Но через некоторое время она пригодилась для объяснения ивритских глаголов одной взрослой ученице. По своему горькому опыту знаю как трудно ЗАПОМНИТЬ, а ещё труднее ВСПОМНИТЬ ВОВРЕМЯ нужные слова в нужной форме и времени. Расскажу что полезного можно найти в детских стихах для изучения иврита в "бабушкином" возрасте. ( 5.10.08г. Моя снисходительная читательница Инна, сообщила, что картинки "не работатют". Не знаю причины неисправности и не знала как устранить её. Наконец-то сегодня решила просто дать ссылку на другой пост с этими же картинками. Там они открываются. Тоже не знаю почему, но их можно посмотреть и прочитать текст.)

Вот начало самого простого стихотворения-считалки на 5 пальчиков. Для детей его отнесут к разряду "пальчиковая гимнастика" - поочерёдное загибание и разгибание пяти пальцев на каждой ручке. (Из книги Датьи Бен-Дор).

Но если его заучивать "бабушкам", то легко и просто произнести глаголы в женском и мужком роде, в единственном и множественном числе. Хорошо, на мой взгляд, и то, что много раз повторяются простые глаголы и запоминаются до автоматизма.


Для наглядности я сделала для себя конспект-шпаргалку и написала самые главные "вехи"- глаголы на каждом листике.



Вот коллаж из этих листов. А в натуральную величину их можно посмотреть в веб-альбоме "БабушкаЙона". Там же есть пояснения в комментариях.
1. Глаголы:
גר/גרה - לגור
לבוא - בא/באה
לבקר
לטייל
לנסוע
2. Дни недели
3. Названия городов
4. Имена





Такая форма "конспекта" мне очень понравилась и я продолжила эксплуатировать её дальше: следующим стихотворением стал немного переделаный стишок из той же книжки про подарки, которые куплены для внуков.


Глаголы: לקחת, ללכת, לקנות
Грамматика: предлог + окончания личных местоимений.
Метод тот же - на каждом листике добавить ключевое слово-подсказку.






Следующий объект для заучивания - стихотворение о профессиях.
Также: каждому "внуку" на его страничку записала:
название профессии, что делает каждый профессионал, что изготовляет.
Грамматика: будущее время, первое лицо, единственное число.
Дополнительное задание: написать глаголы и в женском роде, а также сделать пересказ в форме обращения внуков к бабушке ( второе лицо, женский род, будущее время).
При увеличении каждого листа в веб-альбоме "БабушкаЙона" с помощью "увеличительного стекла", расположенного справа вверху над картинкой, можно прочитать примеры моих предложений.

2 комментария:

  1. БабочкаЯночка, очень интересная шпаргалка!
    А в чём, на Ваш взгляд, ее успех? В высокой повторяемости и подключении зрительного образа-картинки одновременно?
    В китайском языке (что меня очень и очень всегда радовало) нет никаких изменяемостей вообще: по числам-лицам-родам-падежам. С ужасом думаю, как это все возможно выучить в других языках..

    ОтветитьУдалить
  2. В одном и том же инструменте каждый находит что-то свое, что ему помогает. Я не гуманитарий, поэтому с трудом запоминаю "нелогичное повторение" (если так можно выразиться). Для того чтобы рассказывать по-русски стихи маленькому внуку я тоже составляла много всяких книжек-альбомчиков: стихи помню, а какие знаю - забываю. Вот я и составляла себе списки-оглавления с названиями известных мне детских потешек и вывешивала их в тех местах где мы с внуком играли. Например возле домашней качели, которая висела в проеме двери.
    По такому принципу составлен и данный альбом - как костыль для хромого. Бросишь взгляд на конспект - знаешь о чем говорить.
    А в изучении глаголов это тоже помогает. Ведь в беглом разговоре никто не будет думать: "так, этот глагол надо поставить в третье лицо и сказать его в прошедшем времени". Для уверенности в употреблении слов в правильной форме как раз и пригодятся много раз повторенные ГОТОВЫЕ фразы. Они всплывают в памяти автоматически и надо только имя заменить.
    В одном хорошем учебнике "Практическая грамматика" есть совет составлять "матрицы" фраз и менять в них поочередно то одну, то другую "колонку-часть предложения". Сначала говорить от разных лиц одну и ту же фразу. Потом от разных времен и т.д.
    А ещё полезный совет был в одном учебнике. Даже не совет, а просто готовый рассказ "Как я провел день" - он был написан ТРИ раза в ТРЕХ временах от первого лица.
    Но можно же и от второго лица его потом рассказывать...

    ОтветитьУдалить

Архив блога