14 окт. 2010 г.

Мастер-класс "Сказка-Пейзаж с рыбками". Часть 1. "Спокойное море"

В этом своем посте я хочу рассказать, как можно сделать вместе с детьми и длЯ их развития очеНь интересную и крАсивую работу - подводный пейзаж. Но что необыкновенного в том, чтобы сделать вместе с дошкольниками коллаж методом аппликации?
А давайте продумаем, как из этого обыкновенного занЯтия сделать захватывающий рассказ. ПомНите такой жанр в журнАльной литературе "комикс" - рассказ в виде множества картинок с небольшими репликами между героЯми. Вот примерНо в тАком , как сейчас модно говорить, формате, мы и построим наш процесс.
К нему надо заранее подготовитьсЯ и все продумать. Как материальНую часть, так и фАбулу будущей сказки. Я начну свой эксперимент, как всегда спонтанно у меня появившейсЯ идеи, на свой страх и риск. Не имея в даНный момент даже предстАвления что может и должно получиться из этой затеи. Надеюсь на помощь и поддержку читателей.


Вы видите коллаж, состоящий из 4 частей - это четыре этапа работы над Пейзажем.


1 этап. 
  • Возьмите большой плотный лист красного цвета (разумеетсЯ, цветовую гамму можНо менять по вАшему желанию) - это основа и рамка нашего Пейзажа.
  • Отступите по 5 сантиметров от каждого краЯ и легкой лиНией нАметьте границы, в которые мы поместим наш "рассказ-аппликацию"
  • Из тонкого листа голубого цвета вырежьте или  аккуратно оторвите узкую полоску по длине равную начерченной рамке - это небо.
  • Приклейте "небо" по верхней границе.

2 этап.
  • Из тонкого листа синего цвета вырежьте или оторвите большой прямоугольник по длине равный начерченной рамке, а по ширине - такой, чтобы перекрывал голубую полоску - это "морские глубины". 
  • Приклейте синюю деталь так, чтобы она проходила по нижней границе и немного закрывала голубую полоску "неба".

3 этап.
  • Из тонких листов желтого цвета разных оттенков вырежьте полукруги и треугольники длЯ солНцА.
  • Из темного голубого листа вырезайте несколько "облачков" - размер определите по вашему "небу"
  • Из коричневой и зеленой бумаги вырезайте детали "острова" и "пальмы".
  • Из белой и черной бумаги - паруса и корпус для лодочки.
  • Начинайте рассказывать ребенку о Горизонте и об островах в океане.
  • Приклеивайте с ним вместе все подготовленные детали, ориентируясь на приведенный пример или по своему усмотрению.

4 этап.
  • Вырезайте из голубой, розовой и других цветов бумаги силуэты рыбок.
  • Вырезайте из розовой и зеленой бумаги "кораллы" и "водоросли".
  • Рассказывайте все что знаете о рыбках, кораллах и водорослях и приклеивайте вместе с ребенком эти детали на "морские глубины".
Если у вас нет такого количества разноцветной бумаги, можно просто раскрасить белую.
**************
Что ещё можно рассказать детям-дошкольникам во время этого творческого процесса?
1.
Вот я взяла для вас картинки из учебника израильской школы по теме география. На них показано, что приближаЯсь все ближе и ближе к берегу, люди на корабле видят дерево все большего и большего размера, а лиНия горизонта "уходит" от них все дАльше и дальше.


2.
Когда человек поднимаетсЯ на верхушку дерева, он видит гораздо дальше и небо заНимАет в поле зрениЯ меНьше места, чем когдА он стоЯл на земле.
А подНявшись нА утес, море видно далеко-далеко. И там есть такая линиЯ, в которой кажется, что море и небо соедиНяются. 

Это линия горизонта.
Posted by Picasa

Рассказ про события, изображенные на коллаже придумайте сами. Через несколько дней будет продолжение. Очень неожиданное.
Удачного занятия и приятного досуга. Интересно было бы прочитать ваши сказки по этой теме.
Что дальше будет с этими красивыми маленькими рыбками?

Всегда с вами БабочкаЯночка.

5 комментариев:

  1. Яна, а Вы нашли довольно интересный способ "подписывать" свои статьи, не подписываясь в буквальном смысле это этого слова. Браво.

    ОтветитьУдалить
  2. Яна, мне кажется, что для более эффективной работы часть деталей следует вырезать и подготовить заранее. Скажем, если прямоугольники и круги ребенок отлично сможет вырезать сам (зависит от возраста, конечно), то с кораллами и пальмами могут возникнуть трудности. Занятие это хоть и увлекательное, но длинное, и поэтому терпения дитенка при наличии сложных приемов может не хватить.

    ОтветитьУдалить
  3. Отличная идея! можно разбить занятие на всю неделю при желании. Мы наш аквариум(помните) тоже рисовали и клеили три дня. И детей это совсем не смутило.Один день рисуем
    , другой дружно вырезаем, потом клеим. У меня есть история про любопытных рыбок. Совместное творчество с сыном. Ее можно упростить при желании.http://manykids.ladyblogs.ru/2010/07/29/pod-vodoj-i-nad-vodoj/ Может кому понравится.. Мы попробуем нарисовать по нему комикс.

    ОтветитьУдалить
  4. Наташа, вы как всегда, наблюдательны. Мне приятно слышать от вас похвалу. Спасибо, что обратили внимание.

    ОтветитьУдалить
  5. Светлана, если решите такой пейзаж-рассказ выполнить когда-нибудь, надеюсь сообщите мне в комментариях и покажете результат.

    ОтветитьУдалить

Архив блога