25 авг. 2008 г.

Материал для изучения звуков и букв

В ноябре 1999 года ко мне приехали дети и внук Илюша. Мы стали жить в одной большой квартире в красивом городе Раанана. Дети учили иврит, а я распоряжалась внуком, которому было 2 года и 2 месяца. Сначала для нас была актуальна тема "Семья", потому что внук не мог понять откуда вдруг взялась эта тётенька, которая говорит, что его папа (ЕГО, ПАПА) вдруг её сын. Надо сказать, что ребёнок оказался на высоте. Он понял, что есть мамы, бабушки, прабабушки. Которые одновременно бывают и дочками, и мами, и бабушками, а папы бывают сыновьями. Так он пришёл ко мне и сказал: "Баба Яна, я ударил твою маму мечом". Я: "Как это случилось?" Он: "Я был Булат и у меня был меч, я ударил". Понятно, ребёнок находился в образе, соответственно и действовал. Посылаю его извиниться. Он пошёл в комнату к маме и стал с ней мило беседовать. Я: - "Илюша, я не слушу извинений". Он: - "Я тоже не слышу". - "Ну, так пожалуйста, проси прощения". - "Баба Сара, прости на меня". Англичане говорят: уверенность в себе дают знания, невежество и физическая сила. Так вот будучи совершенно невежественная в вопросах педагогики, я ему совершенно спокойно и серьёзно объясняла про насекомых, растения, людей и много других, как я сейчас понимаю, сложных вопросов. Он это тоже с лёгкостью воспринимал и понимал. О чём я сужу по такой его реплике: " Какой глупы фонтанчик, зачем он меня поливает, я ведь не растение, я - люди". Но постепенно я пришла к выводу, что покупать надо не только сказки и раскраски, но и популярную литературу по развитию детей. За полгода литературы появилось очень-очень много и я приступила к подготовке материалов для изучения букв. К тому же и внуку уже должно было исполниться 3 года. Несколько листов из этой программы чудом сохранились и, при упаковке вещей для переезда на другую квартиру в июле этого года, чудом же нашлись. Они размещены в веб-альбом "МоиБуквы" через программу "Пикаса", которую я очень люблю. Приведу полный комплект по одной теме "Звук и буква У". Это лист с планом трёх занятий по изучению звука и буквы "У". Дата первого занятия - 2.09.2000г. На первом этапе надо познакомится со звуком "У" в начале слова, в середине, распознавать звук во фразах. Последующие пункты: знакомство с печатной буквой и раскрашивание её на рабочем листе. Учить стихи и загадки, читать сказки, просматривать книжки, беседовать - пункты моего плана. Это рабочий лист с иллюстрацией. Его нужно рассматривать и раскрашивать. Я специально использовала половинки стандартного листа и располагала материал только на одной его стороне, чтобы удобно было на нём рисовать яркими фломастерами. Это рабочий лист для обводки буквы по пунктирным линиям и нахождения буквы в словах. Это лист-игра "Рельефы". Буквы разной конфигурации вырезаны из картонной упаковки и наклеены на лист бумаги. Надо положить сверху чистый лист и проводить по нему мягким грифелем карандаша, пока вся буква не отпечатается сверху. Когда-то так обводили рисунок на монетках. Детям очень нравится.

На этом листе крупно написано стихотворение про утку и её утят, буква "у" выделена красным цветом. Стихотворение учили наизусть. Хоть внук никогда не соглашался рассказывать, но меня контролировал и не позволял переставлять или пропускать слова. Из этого я делала утешительный для себя вывод, что он всё знает. Так рисовали буквы в "две руки", т.е. один фломастер держал сначала внук в своей ручке, а сверху я. Это лист с нарисованными героями, в названии которых встречается звук "У": улитка, гусеница, паучок, муха, курица, лягушка, уточка и... Второй рисунок добавил папа : паутина, пауки, лужа, разбойник. Последний песонаж не имеет отношения к изучению звука и буквы, но без него нельзя было обойтись, так как ножей и сабель, мечей и пистолетов покупалось множество для создания образов Булата-богатыря из русских народных сказок или разбойника из "Бременских музыкантов". Обязательным участником каждого приличного рисунка должно было быть солнце. иначе что же это за рисунок такой вообще...? Лист с рассказом про Уточку Утю и Курочку Пеструшку, бувы выделены красным подчёркиванием. В тексте множество специально подобранных слов со звуком "У". Напоминаю ещё раз, что все материалы взяты из разных книг издания 90-х годов. Ещё один текст про паучка. Текст с заданием: хлопни в ладоши, когда услышишь звук "у", назови всё слово. На обратной стороне продолжение текста и список всех нужных слов. К стати, если навести на листы "ручку" курсора и увеличить картинку, то этот рассказ очень хорошо виден и можно его запросто прочитать. Не могла удержаться и поместила картинку, на обратной стороне которой написано стихотворение про утку и утят. Чудесная реклама 11-го Раананского фестиваля кляйзмерской музыки, который проходил 29 августа 2000 года в Амфитеатре Раананского парка под эгидой мерии города и министерства образования. Вход на фестиваль - свободный. В параде оркестров участвовал даже оркестр Израильской полиции с кляйзмерским репертуаром.
Про остальные буквы так много не сохранилось, да и надо честно признаться, что в ноябре внук пошёл в детский сад и обучение чтению и пусьму по-русски продолжилось только через год. Учил папа, по обычному букварю. Результат отличный.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Архив блога